Отоларингология – динамично развивающаяся отрасль медицины, которая становится все более востребованной среди пациентов.
Эта востребованность обусловлена не только растущими заболеваниями ухо, горла и носа, но и многими физиологическими патологическими процессами, происходящими в организме человека.
Отоларингология активно развивается не только как практическая медицина, но и в качестве науки. Кроме того, не стоит забывать, что медицина входит в сферу частных услуг и испытывает регулярное давление конкурентов.
Для лечения пациентов, а также решения множества инновационных задач, связанных с проведением различных процедур, операций, требуется специальное техническое оборудование.
Оно должно отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к медицинскому оборудованию, быть эффективным и безопасным для пациентов. Однако, кроме оборудования, для успешной и качественной работы, кабинет ЛОР-врача необходимо оснастить специальной мебелью. Она нужна как для повседневной работы, так и для проведения исследований, процедур и операций.
В последнее время, стали распространены частные ЛОР-кабинеты, в которых человеку оказывают полный спектр услуг, связанных с диагностикой и лечением. Существуют определенные требования к выдаче лицензий для осуществления частной деятельности ЛОР-врачей. Они закреплены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Для того, чтобы получить соответствующие документы на ведение медицинской деятельности, необходимо чтобы ЛОР-кабинеты соответствовали определенным стандартам.
Кабинет отоларинголога
Согласно требованиям, для деятельности врача-отоларинголога необходимы:
- кабинет площадью не менее 18 м² (высота комнаты – 3 м, а длина – 6 м);
- процедурный и перевозочный кабинеты (необходимая площадь каждого 18 м²);
- операционная, площадью не менее 14 м²;
- послеоперационная (площадь 8 м²);
- звукоизолированный (аудиометрический) кабинет площадью 8 м². Он обязателен для проведения аудиологических диагностик.
В кабинете должен быть благоприятный микроклимат: температура воздуха 18-20 ºС, уровень влажности требуется поддерживать в пределах 55 %. Также, кабинет должен иметь исправную приточно-вытяжную вентиляцию с соответствующим уровнем шума. Для поддержания комфортной температуры можно использовать кондиционер, а для очищения воздуха – рециркулятор.
Согласно требованиям, кабинет должен находиться в отдельном здании. Также допускается его расположение в жилом здании или в строениях общественного значения, но только при условии пропускной способности менее 100 посещений за одну рабочую смену, через отдельный вход. Кроме того, если позволяет пространство, то под операционную могут выделить отдельный блок, а также послеоперационное помещение для последующей адаптации больного (дневной стационар).
Рабочие места в кабинете должны быть оснащены для врача и медицинской сестры. Врач занимается диагностической, лечебно-профилактической деятельностью, а задача медсестры состоит в обеспечении и облегчении работы врача. Она осуществляет подготовку инструментов и оборудования, их обработку после приема пациентов. Также в ее задачу входит оформление медицинской документации пациента, выписка рецептов и т.п. Кроме медсестры, помощь врачу оказывает санитар (один человек на 3 врача). В клиниках, все чаще используется единая информационная сеть, с помощью которой, медицинские работники в любое время могут обратится к базе данных. В ней хранятся все данные пациентов, диагнозы, назначенное лечение, результаты обследований.
Отделка кабинета
Определенные требования предъявляются и к отделке помещения. Так, поверхность стен и пол должны быть выполнены из гладких материалов, легко поддающихся обработке различными дезинфицирующими и моющими средствами. К покраске стен не предъявляется жестких требований, но в то же время, предпочтительнее будут более мягкие цвета, а само покрытие стен должно быть матовым, чтобы не допустить бликов, мешающих работе диагностического оборудования.
Допускается иметь напольное покрытие, которое в свою очередь должно отвечать некоторым требованиям. Так, если в качестве покрытия используется линолеум, он должен быть герметичным, не иметь швов или же они должны быть хорошо закрыты. Это необходимо для противодействия скапливанию в щелях всевозможных микробов. Самый оптимальный вариант для покрытия пола – это керамическая плитка.
Она обладает полной герметичностью, износостойкостью, гигиеничностью. Еще один удачный вариант покрытия – это полимерное, которое, однако, довольно дорогостоящее и устанавливается чаще всего в частных клиниках.
Потолок должен быть выполнен из материалов, позволяющих осуществлять влажную уборку с помощью дезинфицирующих средств. Он может иметь разные цвета (главное, чтобы не было бликов, мешающих работе компьютерного оборудования) и быть натяжным, подвесным, подшивным и т.д.
Кабинет должен иметь горячее водоснабжение, канализацию. Из оснащений обязательна раковина, смеситель (желательно бесконтактный), антисептические средства, дозаторы с мылом. Уборку следует проводить 2 раза в день с применением мыльных и дезинфицирующих растворов. Один раз в неделю необходима генеральная уборка.
В кабинете, кроме естественного освещения обязательно наличие искусственного. Причем, существует необходимость в регулировании естественного освещения путем установки жалюзи (или плотных штор), чтобы в процессе проведения диагностического обследования не было засвечено оборудование.
Медицинская мебель в ЛОР-кабинете
При оснащении кабинета мебелью и оборудованием, необходимо придерживаться стандарта, регламентированного приказом Министерства Здравоохранения РФ от 12.10.2012 № 905Н.
Кроме специального оборудования, особое внимание стоит уделять обустройству кабинета необходимой медицинской мебелью, для проведения осмотра, обследования, диагностики и лечебных процедур.
Наличие специализированной мебели имеет достаточно важное значение, так как без нее невозможно осуществлять качественный и эффективный прием пациентов. Таким образом, в ЛОР-кабинете, согласно нормативам, должны быть в наличие следующие предметы мебели.
1. Универсальные, эргономичные письменные столы и стулья для врача и медицинской сестры. Также возможен табурет врача, вращающийся на 360 º и имеющий несколько вариантов регулировки. Не стоит забывать про стулья для пациентов в кабинете и зонах ожидания.
2. Шкафы (в том числе и подвесные), тумбы для хранения медицинских инструментов и медикаментов.
3. Столики: врачебный смотровой и перевязочный (с регулировкой высоты). Возможна установка кушетка для осмотра пациентов в горизонтальном положении.
4. Кресло для проведения ЛОР-обследований (смотровое). Сидя в нем, пациент в процессе обследования, постоянно поддерживается в сидячем положении. Кресло имеет цельнометаллическую сварную основу, а также массу регулировок: по высоте, наклон спинки, подголовника, ножной секции и т.д. Также, при необходимости, кресло можно полностью привести в горизонтальное положение. Многие современные устройства снабжены электроприводами и пультом управления.
5. Кресло Барани. Специальное вращающееся устройство с помощью которого проверяют вестибулярный аппарат как у взрослых, так и у детей. Обладает повышенной износостойкостью, надежностью и быстрым доступом медицинских работников к пациенту.
В кабинете возможна установка специального универсального модуля, который включает в себя тумбы, шкафы, выдвижные ящики, столешницы устойчивые к химическим веществам, мойку. Возможны варианты с бактерицидным облучателем, встроенным в шкафы и тумбы. Также, в кабинете можно установить отдельную мойку, состоящую из тумбы и одной или двух раковин. Все модули выполнены из ЛДСП или высокопрочного акрилата. Важным требованием является гладкая наружная и внутренняя поверхность мебели, выполненная из устойчивых материалов, позволяющих проводить регулярную санитарную обработку.
ЛОР-кабинет может быть оснащен различным демонстрационным материалом: плакатами с изображением системы ЛОР-органов, анатомическими муляжами, и даже мультимедийным проектором для презентаций. Все это не только разнообразит интерьер помещения, но и позволит пациенту отвлечься от неприятных мыслей. Кроме того, с помощью наглядной информации, можно более детально донести по пациентов информацию об их заболевании и методах лечения. Если в клинике ведется прием пациентов детского возраста, то в кабинете желательно иметь разнообразные игрушки, которые отвлекут внимание ребенка и позволят врачу более беспрепятственно провести обследование.
Помимо всего вышеперечисленного, в кабинете можно установить любую необходимую мебель для удобства персонала и посетителей, если она не противоречит санитарным нормам. Так, например, мебель должна иметь обивку или поверхность, легко поддающуюся обработке (тканевая обивка не подойдет). По этим же соображениям, запрещены мягкие игрушки (только пластиковые или резиновые). Поверхность всех сидений выполняется из материалов с низкой теплопроводимостью. В случае если врач проводит осмотр пациентов возрастом до года, то для этого необходимо наличие пеленального столика с комплектом одноразовых пеленок.
Стоит заметить, что в клинике нужно создать благоприятную атмосферу, способствующую снятию напряженности и нервозности у пациентов, ожидающих приема. Это можно сделать с помощью покраски стен в цвета, которые будут радовать посетителей. Возможно размещение картин на стенах, телевизора, цветов, столиков с журналами. Не будет лишним создание детского уголка или же комнаты (если позволяет свободное место).
Медицинское оборудование
Согласно стандартам оснащения ЛОР-кабинета, в нем невозможно обойтись без специализированного оборудования, перечень которого довольно обширен. В кабинете должно находится следующее оборудование: рабочее место врача, электрохирургический высокочастотный аппарат, налобный осветитель, инструменты для диагностики и обследования, бинокулярная лупа, воронка Зигля, баллон для промывания ушей, медицинские камертоны, набор для удаления инородных предметов и многое другое. Самым простым и подручным инструментом врача, является набор для проведения первичного осмотра: шпатель, осветители, воронки, носовое зеркало, и приспособления для осмотра детей.
В современное время, рабочее место ЛОР-врача должно соответствовать всем предъявляемым требованиям, поэтому оно оборудуется по последнему слову техники. Говоря об этом, необходимо сказать об одном из самых востребованных и эффективных устройств – ЛОР-комбайне или станции. Он обладает огромным функционалом для обследования и лечения пациентов.
По сути, ЛОР-комбайн – это автоматическая установка, имеющая в своем составе отдельные блоки и необходимые в работе врача инструменты. В состав станции входят распылители, аспираторы, видеосистема, блоки и отсеки для хранения инструментов, всевозможных насадок, зеркал, игл, лекарств, а также стол для работы с инструментарием, медикаментами. Именно за счет универсальности комбайна и наличия блоков, врач может провести видеоэндоскопию, эхосинусоскопию.
В процессе диагностики, цветное изображение выводится на монитор. Все это поможет более детально обследовать пациента и поставить точный диагноз. Станция позволяет осуществить лечение пациентов: промывание миндалин, удаление серных пробок, продувание и промывание уха, массаж барабанной перепонки и т.д. Также, к помощи комбайна можно прибегнуть при обработке и подогреве инструментов.
Для хирургического вмешательства, в отоларингологии довольно часто применяют аппарат Сургитрон, который воздействует на ткани посредством радиоволн. Ранее хирургические процедуры, такие как лакунотомию, тонзилотомию, меринготомию, удаление полипов, всегда проводили посредством использования хирургических инструментов. Сейчас, их место занял Сургитрон, с помощью которого, операция пройдет без излишнего травмирования тканей, практически безболезненно и соответственно наиболее эффективно.
Добавить комментарий