Стандарты оснащения процедурного кабинета

Стандарты оснащения процедурного кабинета

Процедурный кабинет

В составе каждого медицинского учреждения (больницы, поликлиники, санатория, центра) обязательно должен быть процедурный кабинет. В зависимости от профиля учреждения в нем проводится широкий спектр различных медицинских манипуляций.

В задачи медицинских сестер, согласно должностной инструкции входят такие обязанности, как:

  • проведение инфузионной терапии;
  • выполнение всех видов инъекций;
  • подготовка, участие при проведении пункций;
  • измерение артериального давления;
  • измерение температуры.

Для того чтобы необходимые медицинские манипуляции были проведены качественно, процедурный кабинет должен быть оснащен необходимыми материалами, приборами, инструментами.

Столик процедурный с двумя ящиками с замками и стеклянной полкой

Столик процедурный с двумя ящиками с замками и стеклянной полкой

Требования к организации работы, оснащению, необходимому инструментарию зависят непосредственно от профиля самого медицинского учреждения. Так, например, работа процедурного кабинета гинекологического отделения оказывается в рамках профиля «акушерство и гинекология».

Штат медицинского персонала

Все лечебно-профилактические манипуляции в процедурном кабинете проводят процедурные сестры по назначению лечащего врача.

Во время оказания услуг медицинские сестры пользуются одноразовыми, либо стерильными материалами и инструментами, руководствуясь правилами антисептики и асептики. В перечень работ входит:

  • измерение температуры;
  • измерение артериального давления;
  • инъекционные манипуляции;
  • учет и регистрация проведенных процедур в специальном журнале.
Столик процедурный с двумя полками и ящиками передвижной

Столик процедурный с двумя полками и ящиками передвижной

Все медицинские сестры подчиняются непосредственно главной медсестре. Она отвечает за обеспечение процедурного кабинета медикаментами, материалами, ведет учетную документацию, занимается обеспечением дезинфицирующих и прочих растворов, выполняет инъекции и инфузии.

Требования к помещению

Медицинский процедурный кабинет располагается в здании учреждения, на базе которого осуществляется его деятельность.

Стул лабораторный винтовой (или медицинский стул)

Стул лабораторный винтовой (или медицинский стул)

Площадь кабинета должна составлять не менее 30 кв.м. и зонироваться согласно санитарно-эпидемиологическим нормам. Данные зоны в кабинете необходимы для того, чтобы нестерильные материалы и стерильные никак не контактировали. Выделяют:

  • Асептическую зону, где расположен шкаф со стерильными материалами, медикаментами, столик для манипуляций, где хранятся катетеры, системы, шприцы, иглы и т.д.
  • Рабочую зону, где оформляется документация и проводятся различные манипуляции. Как правило, именно в этой зоне устанавливается кушетка, манипуляционные столы с валиком под локоть, штативы для пробирок, жгут, а также холодильник для хранения препаратов, требующих особого температурного режима хранения.
  • Хозяйственную зону с раковиной, тумбой с дезрастворами для материалов и поверхностей, контейнер с дезинфицирующим средством для инструментов, прочие антисептики с запасом моющих и дезинфицирующих средств на три дня.
Кушетка функциональная 3-х секционная процедурная

Кушетка функциональная 3-х секционная процедурная

Процедурный кабинет обязательно должен быть снабжен горячим и холодным водоснабжением, смеситель на умывальнике лучше всего установить бесконтактный (ножной, кистевой, локтевой). Также необходим дозатор с антисептическим мылом, бумажные полотенца и зеркало.

Наличие в помещении приточно-вытяжной вентиляции и системы кондиционирования – обязательно, ведь они должны поддерживать влажность воздуха не более 60 %.

Шкаф для хранения стерильных растворов, медикаментов

Шкаф для хранения стерильных растворов, медикаментов

Отопительные приборы в помещении размещают под окнами по периметру стен. Важно, чтобы покрытие нагревательных элементов было гладким, ровным и устойчивым к воздействию химических средств.

Косметический ремонт в процедурном кабинете должен проводиться не менее одного раза в год.

Освещение

Одно из важнейших критериев работы процедурного кабинета – это наличие качественного освещения. Поэтому в нем должно быть установлено три вида освещения:

  • общее;
  • естественное;
  • искусственное локальное.
Шкаф для хранения лекарственных средств по оказанию первой помощи

Шкаф для хранения лекарственных средств по оказанию первой помощи

Светильники должны работать от люминесцентных лам или лампы накаливания и обязательно иметь рассеиватели.

Установка бактерицидных УФ-ламп для процедурного кабинета обязательна.

Санитарно-гигиенические основы процедурного кабинета

Соблюдение норм СанПиНа в процедурном кабинете строго обязательно, как и проведение мероприятий:

  • по стерилизации материалов и инструментов (чтобы поддерживать режим асептики и антисептики);
  • по дезинфекции рабочей зоны и рук (чтобы предотвратить возможность инфицирования);
  • по проведению гигиенических мероприятий личным составом кабинета (использование индивидуальных средств защиты, спецодежды, обеззараживание рук);
  • по уборке помещения (как ежедневной, так и генеральной).
Ширма медицинская на колесах

Ширма медицинская на колесах

За соблюдением норм СанПиН следит главная медсестра.

Необходимые материалы и оборудование

Процедурный кабинет должен быть оснащен:

  • Приборами: тонометром, термометрами, стетофонендоскопом;
  • Расходными материалами: иглами, ватой, шприцами, тампонами, контейнерами (для дезинфекции игл, хранения стерильных материалов), штативами для капельниц, жгутами, комплектами для переливания крови, пинцетами, зажимами, ножницами, корцангами;
  • Медикаментами: противошоковой укладкой, содержащей набор лекарственных препаратов при анафилактическом шоке, стерильной анти-ВИЧ-укладкой;
  • Посудой: подставками для тазов и биксов, емкостями для дезинфекции материалов и инструментов, предстерилизационной очистки, мерными емкостями для дезинфицирующих и моющих средств, лотками;
  • Средствами индивидуальной защиты: перчатки.
Столы рабочие для кабинета

Столы рабочие для кабинета

В процедурном кабинете должна быть установлена бактерицидная лампа (переносная и настенная), холодильник, мусоросборник, штативы.

Кроме того, обязательно наличие инвентаря для уборки (швабры, ведра, ветошь, дезсредства).

Мебель процедурного кабинета

Медицинский процедурный кабинет должен быть оснащен специальной мебелью. Как правило, она изготавливается из прочного пластика и нержавеющей стали. Такая мебель считается износоустойчивой, влагоустойчивой и долговечной.

Дизайн медицинской мебели в целом, и процедурного кабинета в частности играет важную роль: как пациентам, так и сотрудникам должно быть удобно использовать ее.

Стул медицинский СТ2 для кабинета

Стул медицинский СТ2 для кабинета

В кабинете обязательно должны быть установлены:

  • Процедурный стол;
  • Стол для манипуляций;
  • Винтовой стул;
  • Кушетка;
  • Шкаф для хранения стерильных растворов, медикаментов;
  • Шкаф для хранения лекарственных средств по оказанию первой помощи;
  • Ширма.
Тумба медицинская

Тумба медицинская

Также должно быть оборудовано место для медицинского персонала:

  • Рабочий стол;
  • Стул;
  • Тумба.
Статью рецензировал: Иван Александрович Сергеев

Врач-инфекционист, детский инфекционист, паразитолог, гепатолог, вирусолог, врач высшей категории, стаж 32 года. Занимается широким спектром инфекционных и паразитарных заболеваний человека, диспансерным наблюдением за переболевшими, осуществляет консультирование беременных с сопутствующей инфекционной патологией, в т.ч. вирусными гепатитами В и С.

Добавить комментарий